Церковь - уникальное Божье творение. Несмотря на то, что на протяжении тысячелетий, старается отстраниться от воздействия государств и цивилизаций, её колоссальное влияние на мировую историю неоспоримо. Этому явлению присущи как позитивные, так и негативные аспекты. В то время, когда мирские ценности проникали в Церковь, начинались войны, революции и «смутное время» во всём мире. Когда же Церковь возвращалась под власть Создателя: учила людей правильным отношениям и личному подчинению Господу, восстанавливался порядок, приходил покой для народов.
Середину семнадцатого столетия можно назвать «сном» реформации в Европе. Тридцатилетняя война, возникшая в результате догматических противоречий между католицизмом, лютеранством и кальвинизмом, утвердила границы стран, в которых влияние этих учений было максимально. Однако Церковь, как «Столп и утверждение истины», потеряла свой авторитет, как у простого народа, так и в среде интеллектуалов этого времени. Действительно, как можно доверять учениям о преображении и вечной жизни, если после «спора о доктринальной чистоте» между их последователями, в Европе царствовал хаос: нищета, разруха, полное нравственное падение. Разве таким может быть результат «войны за истину»?
Люди, будто-бы, забыли слова Христа: «Царство Моё не от мира сего», и силой «насаждали» в своих странах государственные религии. Государство определяло нормы и доктрины, в которые граждане обязаны были верить с самого рождения. Крещение младенцев, с последующим принятием их в лоно общины, именующей себя «истинной Церковью» - один из прискорбных примеров такого «спасения». Разочарование доктринами Церкви вызвало волну противостояния в умах мыслителей и стало движущей силой для возникновения идей новой эпохи – Просвещения. Его учение «человек – царь вселенной», сводило на нет доктрины христианства о грехопадении и спасении. Человек уже не нуждался в советах Творца, так как определил себя сам «мерилом истины». Рационализм во Франции, эмпиризм в Англии, даже полный скептицизм в Шотландии – результат отсутствия доверия к учению Церкви, а, значит и к Христу.
Но и в самой Церкви людей уже не устраивал формализм. То, что соблазнённые искали вне Бога, истинно верующие находили в Нём Самом. Для этого они отвергали «сухие» учения и акцентировались на практике христианства. Движение пробуждения или реформирования жизни - «ревивализм» побуждало изменять не доктрину, а саму жизнь. Пиетизм – форма ревивализма, зарождение которого историки относят к Германии.
Лютеранство «засыпало». Истина «обросла» формами и традициями. Стараясь устоять под действием внутренних и внешних давлений, христианство «сдалось» под власть государства. Лютеранство, которое век назад «вдохновило» Европу на пробуждение веры, по форме уже почти не отличалось от католицизма. «Номинальные» христиане - вот продукт формальной веры. Против «сухой веры» выступил Яков Шпенер. Толчком, к этому, возможно, послужило произведение Арндта «Истинное христианство», которое комментировал Шпенер. Его революционное учение, что «лучше быть кальвинистом (или даже католиком!) с живой верой, чем строго ортодоксальным лютеранином без таковой…», «всколыхнуло» умы всех, кто был разочарован формальностью в церкви и искал живых отношений с Творцом. Произведение «Благочестивые помыслы» стало самой известной его книгой. В ней подвергся критике государственно - религиозный строй в Германии: как дворяне, так и служители. «Духовный советник Германии», напомнил принцип Лютера о священстве всех верующих. «Миряне могут собираться вместе и, «оставив стаканы, карты и кости», поддерживать друг друга в христианской вере», - звучал призыв его проповеди в 1669г году. А в следующем - первая малая группа: «собрание благочестивых» (Colegia pietatis), на которых изучалось Писание и был поставлен акцент на практическом применении изученного. Это история возникновения пиетизма.
Шесть основных идей пиетизма:
1) «Шире использовать среди нас Божье Слово». Библия должна стать главным инструментом всякого изменения».
2) Возрождение «духовного священства»- священство верующих Лютера.
3) Христианство- больше , чем простое знание, но практика.
4) Сдержанность и благородство в религиозных спорах. (Недавно закончилась «религиозная война»). Нужно любить неверующих и заблуждающихся, молиться за них, вести диспуты в сдержанном тоне.
5) Воспитывать пасторов в набожности и благочестии, а не только преподавать им академические знания.
6) Пасторы должны проповедовать понятно, а не читать «заумные» лекции.
Эти идеи вдохновили Августа Германа Франке (1663- 1727). Шпенер был проповедником пиетизма, а Франке учителем, причём практикующим эту науку. Его называли «Благочестивым из благочестивейших», хотя он о себе говорил: «Ты вообще не какой не христианин, в тебе ещё никогда не было положено основания для этого». В семье родители с детства доносили ему Библейские истины. В 17 лет, будучи магистром Лейпцигского университета, он собирался со своими студентами на коллегии друзей Библии. Но возрождение произошло через семь лет. Находясь в Люнебурге у наставника Сандхагена, проповедовал на 31 стих из 20-й главы Евангелия от Иоанна. Перед этим день он провёл в молитве: «Боже, исторгни меня из этого гибельного состояния!» И Бог осветил его сердце, подарив живую веру в Своего Сына.
После возвращения в Лейпциг начинает распространение Новых Заветов и духовных книг. Волна гонений со стороны приверженцев «традиционной» религии заставляет его переехать Эйфрут, где к живой вере приходит множество католиков. Это вызывает очередное противостояние. Под влиянием Шпенера переезжает в Галле. Здесь организовывает Гальский университет, где со временем около 6000 тыс. студентов в год могли получить не только теорию, но и практические навыки христианства. Галле стал центром пиетизма не только в Германии. Скандинавия и Восточная Европа ощутили непосредственное влияние в результате служения выпускников Гальского университета. Здесь была основана первая протестантская миссия в Индию.
Франке не остановился на преподавании - его жизнь стала примером христианства. Получив как подаяние всего 4 таллера, организовывает приют для сирот, где к моменту смерти Франке находилось уже 134 ребёнка и 15 учителей. В школах, связанных с приютом обучалось 2207 детей у 175 учителей. 148 детей имели бесплатный обед, 212- ужин, 255 студентов – возможность бесплатно питаться. Все эти достижения были результатом молитв: Франке вставал в 4 утра и два часа посвящал Господу: час проводил в молитве, а час в изучении Божьего слова. Его жизнь можно было назвать служением Христу (сам он был пастором соседней конгрегации) и в этом было немалое участие жены - Анны Магдалины.
Особая любовь к детям не могла не остаться без ответа. Феномен «Детского пробуждения» - большого увеличения в 1707 году молящихся на улицах детей, едва не вызвал конфликта с правительством. Детей проводили за город, где «большое количество детей от четырёх лет собиралось в чистом поле, от всего сердца молясь и воспевая псалмы…».
Через три года в Гальский «Педагогиум» на обучение поступает десятилетний крестник Шпенера- Николай Людвиг Фон Цинцендорф (1700 – 1760 гг). Он родился в аристократической, богатой семье, в которой было много приверженцев пиетизма. В Галле, находясь под влиянием Шпенера, мальчик получил хорошее основание для развития веры. С 16-и лет в Виттенберге изучает юриспруденцию, но в то же время не оставляет исследования Библии, трудов Лютера и пиетистов. А в двадцать, полностью посвящает себя служению.
Путешествуя по Европе, по дороге в Париж, в Дюссельдорфе, молодой человек, перед которым открыты двери «высшего общества», посещает картинную галерею. Его внимание привлекает полотно Стенберга «Распятие». Множество раз, не отрываясь, он перечитывает текст под картиной: «Я это сделал для тебя, а что ты сделал для меня?» По прошествии нескольких часов, с наступлением сумерек, сторож предупредил о закрытии зала, но в душе юноши был рассвет. Его сердце открылось для Божьей благодати и любви.
В 1722 году Цинцендорф принимает в своём поместье христиан из Моравии и Богемии, где с момента подавления восстания Гусситов, не прекращались гонения и преследования верующих. Он отдаёт своё имение Бертельсдорф под строительство поселения для несчастных и называет его Гернгутт- Град Господень. Со временем это община превращается в «монашеский орден» без обетов и целибата (в котором мужчины и женщины жили отдельно), но с полным посвящением Христу. Её называли «церковью внутри церкви». Имея тесные отношения с лютеранами они приняли Аугсбургское исповедание, но «учили своих последователей «религии сердца»- (интимно - эмоциональное переживание единства с Христом как Спасителе мира)».
Не обходилось и без разногласий между «чешскими братьями», лютеранами и реформатами, вошедшими в орден. 13 августа 1727 года, по словам свидетелей, «пришёл Святой Дух Гернгутта» в момент служения с Вечерей Господней. После этого прекратились всякие догматические прения.
Через десять лет, от епископа «Чешских братьев» Д. А. Яблонского, Цинцердорф принимает хиротонию и становится епископом в Гернгутте, но позднее отказывается от сана, утверждая, что Главой Церкви может быть только Иисус Христос. Он не собирается выстраивать чёткую структуру по примеру ортодоксальных церквей. Мало того, его стремление к «межконфесиональности» не давало преференций честолюбивым лидерам. Служителям становились люди, любящие Христа и способные передать эту любовь другим. Это помогло сформировать общину христиан, которые не имели привязанности к родной земле или мирским ценностям, а значит, были готовы к далёким поездкам. Из Гернгутта миссионеры отправляются за тысячи километров, неся Добрую Весть во все концы Земли.
В это же время, в 1737 году, на пути в Англию в шторм попадает корабль, на котором из своего миссионерского путешествия возвращается Джон Уэсли. Его заинтересовала жизнерадостность и уверенность моравских братьев, плывших с ним. В Англии он посещает собрания этой церкви и, в конце – концов, его сердце наполняется силой Святого Духа настолько, что Богу удаётся коснуться десятков тысяч сердец через его проповедь. Но ещё большее влияние имела организация методичного изучения Писания, созданная по примеру немецких Colegia pietatis, которое переняли моравские братья а от них и кружки изучения Библии Уэсли. Можно смело заявить, что пиетизм способствовал возникновению методизма – «двигателя» оживления Церкви в Англии, а позднее в Америке.
В 1741 году Цинцендорф сам отправляется проповедовать индейцам Северной Америки, где по примеру Гернгуттера он строит церкви, организовывает школы, распространяет литературу. В Южной Америке проводиться аналогичная работа с рабами – неграми. Так же в Америке он делает попытки объединить Церковь – начало христианского экуменического движения. Главной идеей его проповеди была «живая вера», в противовес мёртвому догматизму. А с точки зрения пиетизма, реформирование вероучения должно всегда сопровождаться реформированием жизни. Это и является истинным благочестием.
Так пробуждение в Чехии, начатое в результате служения Яна Гуса, получило новый импульс и могло распространиться по всей Земле благодаря влиянию пиетизма. Ни один из мучеников не умер зря, ни один из стремившихся к личной святости не воевал с грехом зря, ни один из являвших дела благочестия не жертвовал своими желаниями напрасно. Господь направлял Своим Духом людей, ищущих Его силы и после смерти Шпенера, Франке, Цинцендорфа, Уэсли… Сейчас их можно отнести к «облаку свидетелей», однако в пробуждениях и оживлениях Церкви они имеют неоспоримые заслуги. А пробуждения благотворно влияли и на историю государств, в которых происходили.
Известен факт французской революции. Известно так же, что как в политическом, так и в экономическом развитии, Франция была очень похожа на Англию. Однако большинство историков утверждает, что революции в Англии не произошло из-за влияния методизма: устремления людей из «низших» классов на внутреннее изменение сердца (благочестие – «пиетизм»), от которого ожидались и внешние изменения.
Пиетизм распространялся и на наших территориях. На Украине до сих пор существует оскорбительное прозвище «штунда», которым называют протестантов. Но мало кто знает, что произошло оно от немецкого слова «час». Во время пробуждения в 19-м веке в немецких колониях, именно столько проходило собрание по изучению Писания в домах поселенцев из Германии, а потом и уверовавших из местного населения. Они собирались помимо официального православного Богослужения. Именно «штундистов» преследовала про-православная власть царской России, потому что именно они очень отличались от «православных» благочестием.
В наше время ставится под сомнение благотворное влияние пиетизма на развитие Церкви. Пиетист созвучно с оскорбительным «святоша». Так же известно, что в юности «благочестием» увлекались Кант, Гёте и другие критики христианства. Его приверженцев упрекают в субъективизме и эмоциональности, даже законничестве. Позднее, те, кто назвал себя «пиетисты», начали надменно относиться к «невозрождённым». Грехом были названы любые увеселительные программы, так как жизнь, по их мнению, должна проходить в постоянном покаянии. Ортодоксальность, с которой боролись «пионеры благочестия», приобрела очертания формальной религии. Живая вера сердца и личные отношения с Христом уступали номинальному «слащавому» поклонению и фанатичному пренебрежению достижениями науки. До сих пор «лжепиетисы» стараются очернить проявления прогресса и развитие культуры.
Пиетизм – желание и способность жить благочестиво. Христос говорит: «Без меня не можете делать ничего». Пиетизм – благочестие, сила которого «подпитывается» Самим Христом. Это способность «разорвать цепи» обрядности ради живых отношений с Богом. Это освобождение от религий, которые навязывало человеку государство через веру в то, что «Слово Божие живо и действенно». Индивидуализм человека, который философы «эпохи просвещения» противопоставили Божьей суверенности, в пиетизме приобретает абсолютно новые формы. Каждый может иметь личные отношения с Небесным Отцом, которые невозможно не будет увидеть со стороны - практика веры. Но главная заслуга этого движения в том, что пиетизм «призывает христиан не успокаиваться, пока они не обретут личные отношения с Богом».
Комментарий автора: История выхода Церкви из \"сухого\" догматизма и формального христианства в 17-18-х веках.
--- Авторские права на произведение принадлежат газете "Для ТЕБЯ". Публикация произведения допускается только по согласованию с редакцией газеты.
Прочитано 447140 раз. Голосов 3. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Благословение или проклятие? - Лариса Попова Вера - это не религиозная тупость и глупость, не отвержение науки упорством невежества и беспечностью глупости.
Вера - это иной способ бытия, иные способности и расширенные возможности осмысления не только материального мира, но и духовной реальности.
Вера - это не забитость и слабость, но сила реализовать себя на уровне достойном человека. Вера это путь...
Осмысление духовного предназначения человека - первый шаг на этом пути.
Успехов Вам!!!
Успехов всем нам в познании радости бытия!